Убранство Смольного собора
К сожалению, большая часть барочных элементов убранства Смольного монастыря, которые предполагалось выполнить по замыслу Растрелли (барельефы фронтонов, статуи и барельефы, балюстрады, вазы, факелы на карнизах, позолота фасадов и интерьеров, живописные плафоны и иконостасы) либо не создана, либо утрачена. Но даже немногочисленные сохранившиеся детали этого декора дают представление о строгой композиционной программе проекта.
Собор украшен элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны волют образуют переход от верхних ярусов храма к нижним, ограничивают десюдепорты, «обвивают» прямые линии карнизов, затем расчленяются на струйки и образуют завитки. В убранстве фасадов отсутствуют не только все мотивы огня (львиные маски) и силы (воинские доспехи, щиты и шлемы – символы ангельского воинства), характерные для русского барокко, но даже полюбившиеся Растрелли гирлянды цветов – они только в интерьере. В оформлении внутренней части храма использованы элементы стихий воздуха (облака, ангельские фигуры, крылья) и земли (плоды и цветы). Рокайли естественно перерастают либо в ангельские крылья, либо в ветви пальм.
Угловые церкви монастыря напоминают дворцовые сооружения. Если бы не главки с крестами, они походили бы на парковые павильоны, связанные между собой аркадами галерей, – настолько согрета живым теплом пластика их форм. Это как бы вариация на тему загородных царских дворцов и павильонов, строившихся и перестраивающихся Растрелли в Царском Селе и Петергофе в годы проектирования Смольного монастыря. В пухлых, курносых личиках херувимов нет ничего ангельского, они – восторженное проявление земного бытия.
Интересна программа убранства восточного корпуса. Символы воды, небесных сил видимых (ангелов) и невидимых (серафимов и херувимов в виде парящих крыльев) сочетаются с розами, пальмовыми и оливковыми ветвями – символами Райского сада. Свод парадной лестницы украшает пальмовая ветвь с короной – символом мирного отречения от власти, в сочетании с корзиной, полной цветов и плодов – символом плодородия и процветания. В аванзале в углах плафона в рамках из небесных крыл – вензель «ЕI» императрицы Елизаветы I. В декоре очень мало монашеской аскезы, хотя самодержцы всероссийские были одновременно и первостоятелями Православной Церкви. Ничего религиозного нет в позах скульптур восьми юношей на плафоне в спальне императрицы.
Мастер барокко, Растрелли не боялся изображать несовершенные вещи: неправильную, жатую жемчужину, грубо обломанную раковину, стебель тростника. Неожиданны мощные завитки – устья разбитых раковин, низко свисающие с потолка, так же, как листья верхних пальм или ножки ангелов с растопыренными пальчиками и складками на груди и животе.
Капители пилястр и плафон оформлены гирляндами роз и других цветов. Убранство монастырских келий подчеркивает красоту окружающего мира, превращая их в традиционный цветущий монастырский сад, олицетворяющий Рай.
В марте 1828 года министр внутренних дел граф В. С. Ланской объявил конкурс на проект оформления Смольного собора. После смерти императрицы Марии Федоровны по ее завещанию было решено сделать Смольный собор кафедральным храмом «Всех учебных заведений». Один из проектов, предложенный В.П.Стасовым, предполагал ампирное оформление интерьера, но с обильным лепным декором – кессонированным сводом, ангелами над окнами второго яруса, пышной барельефной композицией над алтарем.
Спустя четыре года последовало повеление императора Николая I о достройке Смольного собора по переработанному проекту Василия Петровича Стасова. Наблюдать за работами было поручено особой комиссии при Министерстве финансов.
Стасов создал убранство интерьера собора в духе своего времени. Эффектное и по-своему роскошное, оно производило сильное впечатление, настраивало на торжественный лад. Холодно блестели белые громады колонн, облицованные плитами искусственного мрамора, полированный ревельский камень пола, мерцала позолота архитектурных деталей и резных иконостасов; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады перед алтарями. Огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах и драгоценных окладах.
В отделке собора принимали участие многие казенные и частные предприятия, находящиеся в разных концах обширной Российской империи. Уральский мрамор доставляли с Екатеринбургской гранильной фабрики, ревельскую плиту – из Прибалтики, редкую по красоте граненую балюстраду сделали по рисунку Стасова на Мальцевском заводе в Орловской губернии. Двенадцать колоколов, один из которых был массой в 607 пудов, отлили в городе Валдае.
Государственное казначейство выделило 2 000 000 рублей ассигнациями. У Воспитательного общества были затребованы "на рассмотрение планы, сметы и другие подобные бумаги до собора относящиеся". Пришлось принимать участие в строительстве и канцелярии Смольного института, давать разъяснения и справки.
Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института (в настоящее время находится в Государственном Русском музее), был выполнен академиком А.Г.Венециановым, другие иконы – живописцами П.В.Басиным, А.В.Тырановым, Ф.П.Брюлловым, А.В.Нотбеком.
В 1828 году приступили к изготовлению грандиозной серебряной дарохранительницы по эскизу К.Тона (подарок собору императора Николая I). Она весила около пяти пудов и представляла собой храм-ротонду с 24 яшмовыми колоннами на специальном постаменте, в центре которого был установлен престол.
Золоченый купол ротонды был увенчан державой и возвышался над ампирным иконостасом. Дарохранительницу выполнили в мастерской И.В.Кейбеля и установили в центре алтарной апсиды. Храмовый жертвенник вынесли к северо-восточному заалтарному пилону.
Самой чтимой в Смольном соборе была стоявшая близ алтаря икона Черниговской Божией Матери в великолепной, с драгоценными камнями, ризе. С ней в Преображение, начиная с 1892 года, шел вокруг местных фабрик крестный ход. В богатом киоте находилась также мощевая икона Нерукотворного Спаса (1647 года), пожертвованная Елизаветой Петровной копия чудотворного образа в Новодевичьем монастыре в Москве. Была и другая старинная икона – изображение 123 киево-печерских чудотворцев. Из упраздненного Смольного монастыря происходили три образа Божией Матери: Смоленской, Толгской и Всех скорбящих Радости, а также венцы для несостоявшейся свадьбы императрицы Елизаветы Петровны.
Стасов привлек к работам своих опытных помощников – В.О.Лукина и «каменного мастера» Ботани с учеником К.Лазаревым. В 1833 году, после сооружения огромных подмостков, в интерьере храма были выполнены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и с «величайшим трудом пробиты трубы для печей» (по проекту Растрелли собор предполагался «холодным»). Стасов, взяв за образец интерьер церкви св. Александра Невского при Воспитательном обществе, отделанной Дж. Кваренги, в 1834 году оформил интерьер Смольного собора, вмещавшего до 6 000 человек, в классическом стиле, стараясь при этом «не затенить» внутреннюю планировку Растрелли.
Создавая ограду для Смольного, Стасов не использовал проект Растрелли и не пытался имитировать барокко. Как будто «обернувшись назад», он нашел источник своего вдохновения в живых растительных формах фриза воронихинской ограды Казанского собора. Вертикальные стержни звеньев решетки завершены пальметтами – стилизованными листьями пальмы. Идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов. Чугунные звенья ограды были изготовлены на Александровском литейном заводе; цоколь был вытесан из гранитных блоков, вынутых из фундамента колокольни.
Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей – по желанию Николая I лазоревой краской с золотыми звездами.
Все работы были выполнены за три года. Кроме того, в 1843 году реставрировали угловые храмы; на это Воспитательное общество выделило 48292 рублей.
Заботясь о соборных колоколах, Стасов сообщил министру финансов графу Е.Ф.Канкрину о своем намерении 8 колоколов, отлитых во время сооружения собора в Смольном монастыре в 1757 году, повесить вместе с 12-ю вновь отлитыми.
В 1864 году попечитель Вдовьего дома барон Б.А.Фредерикс представил две сметы на возобновление отделки собора, составленные архитектором Г.-Х. Штегеманом. Одну – по проекту Растрелли, с позолотой лепных украшений, на сумму 105 000 рублей; другую – вдвое более дешевый проект обычной реставрации, который и был осуществлен.
Почетный опекун Смольного института А.Г.Евреинов заказал два новых колокола московскому колокольному мастеру Финляндскому. Благодаря его стараниям в 1875 году в соборе появился новый иконостас по рисунку М.Е.Месмахера, выполненный Е.Шрадером в «стиле Растрелли», а также был установлен новый мраморный пьедестал под серебряную дарохранительницу весом 4 пуда 30 фунтов.
Купол и главы собора в 1883 году заново перекрыли медью и установили боковые иконостасы по рисунку М.Е.Месмахера работы К.И.Шейнгольца. Недостающие иконы для них дописали Ф.С.Журавлев и Л.С.Игорев.
В 1902 году в Смольном соборе, одном из первых в городе, появилось электрическое освещение.
Подготовлено Э.А.Филипповой
Использованы материалы: Антонов А.А., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994. |